В первую седмицу Великого поста духовенство Знаменского храма поочередно читали Великий покаянный канон Андрея Критского

Великий пост имеет ряд интересных богослужебных особенностей. В первую седмицу поста во время великого повечерия читается покаянный канон преподобного Андрея Критского. Для тех, кто не успел послушать канон на в это время, установлено ещё одно чтение канона — в среду вечером на пятой неделе

В каноне Андрея Критского 250 песен (тропарей). Каждый тропарь завершается псаломским припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого завета: от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. Причем ветхозаветные и новозаветные сюжеты преломляются здесь через чувства человека: повествование идет от первого лица.

Горе мне, окаянная душа, что ты уподобилась первозданной Еве. Ты посмотрела со злым умыслом, горько была уязвлена, прикоснулась к древу и с дерзостью откусила от бессловесного (райского) плода.

Здесь душа сравнивается с праматерью Евой, попробовавшей в раю запретный плод. Преподобный Андрей сравнивает грех Евы с грехами души, которая точно так же может впасть в соблазн желания обладать чем-то неправедным, греховным, недозволенным, как яблоко с райского дерева «познания добра и зла» (Быт. 2:9)

Вместо телесной Евы, во мне живет Ева мысленная — страстный помысел в моей плоти, который обещает мне сладость, но при вкушении становится горьким питьем.

Греховный помысел притягивает человека, обещает ему наслаждение, а в итоге вместо сладкого райского плода человек получает горький напиток. Адам был изгнан из Эдема справедливо, так как не соблюл единственную Твою заповедь, о Спаситель. Как же я могу пострадать, ведь я отвергаю всегда Твои животворные слова (заповеди)?

В каноне вспоминаются и другие Библейские события, связанные с темой греха и покаяния. Гибель Содома и Гоморры, продажа Исавом первородства за чечевичную похлебку, продажа Иосифа в рабство собственными братьями, грех царя Давида, новозаветные притчи о милосердном самарянине и блудном сыне, покаявшаяся грешница и многое другое.

Содержание канона, сама тональность богослужения настраивает на самоуглубление, подталкивает к размышлению о жизни, о состоянии души. Помогает задуматься о том, кто мы есть на самом деле, какие ошибки мы должны исправить, чтобы продолжать наш дальнейший земной путь.

Просмотры(78)

Статья написана tatiana

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели