В пятницу первой недели Великого поста по окончании Преждеосвященной литургии совершается молебен в честь и память святого великомученика Феодора Тирона с освящением колива. Традиция такого освящения весьма древняя и несёт в себе глубокий нравственный смысл.
Из проповеди святителя Иннокентия Херсонского после освящения колива мы узнаём историческую основу данной традиции и ее нравственное значение в жизни каждого христианина.
Во второй половине IV века к власти в Римской Империи пришёл Юлиан, за отречение от христианства и гонение на последователей Христа прозванный Отступником. «Явного гонения на христиан он не поднимал, — не по жалости к ним, а по уверенности в его безуспешности; вместо этого тотчас началось гонение тайное. Богоотступник то низводил христиан с должностей и достоинств, якобы противных их смирению; то лишал их достояния и имущества, якобы несовместных с нищетою Евангельской; то запрещал учиться наукам, под предлогом, что все нужное для христиан содержится в их Евангелии, то вызывал из заточения еретиков, чтобы кознями их смутить Церковь Христову.
Между сими хитрыми средствами Юлиан умыслил и следующее. Наступала Четыредесятница христианская (Великий пост). Зная, в какой чистоте и воздержании проводят ее христиане, Богоотступник призывает градоправителя Константинопольского и велит ему тайно удалить на следующие дни с торжища все обыкновенные снеди, а предложить одно то, что было уже принесено в жертву идолам, и потому христианами почиталось за осквернённое.
Никто не знал замысла, посему многие тысячи душ в самые святые дни осквернились бы вкушением того, что растворено было (так повелел Юлиан) кровью идоложертвенной.Это составило бы для них предмет сожаления на всю жизнь, а для Юлиана, или паче сказать, сатаны, им двигавшего, это была бы радость и торжество великое.
Тот же отступник, по исполнении замысла, не преминул бы разгласить в слух всего света, что последователи Иисуса Назарянина (так называл он Господа) во время самого поста их употребляли в пищу идоложертвенное». Господь всегда хранит Своих верных последователей. Поэтому ночью Константинопольскому епископу в видении явился великомученик Феодор Тирон и раскрыл ему злой умысел нечестивого императора. Святой повелел передать христианам, чтобы они не покупали ничего съестного на рынке. «Чем же питаться им в таком случае?» — возник резонный вопрос.
Запасами пшеницы, хранившимися у некоторых из христиан. Православные были спасены от осквернения во время Поста: пшено раздали, сварили из него коливо пшеничную кашу с добавлением мёда и фруктов
Воспоминание этого события через века дошло и до наших дней, торжественно совершается каждый Великий пост после Божественной литургии в первую пятницу.
Ежегодное поминовение этого чуда не может быть случайным.Святитель Иннокентий Херсонский поясняет нравственный урок нынешнего торжества:«Какой урок? Тот, что соблюдение Святого поста есть вещь весьма важная.Ибо если бы постом можно было пренебрегать, как вещью безразличной или малозначащей, то им не занимались бы так на небе, и святой великомученик не оставил бы светлых обителей Отца Небесного для того только, чтобы указать земным братьям своим на средство избежать нарушения поста.
Подобные явления святых в нашем мире происходят не иначе, как по причинам самым важным. Как же после этого некоторые осмеливаются думать и говорить, что всё равно: поститься или не поститься?…Малолетний, престарелый, немощный путник, воин могут еще иметь причины к извинению, когда не постятся, ибо здесь более или менее нужда и необходимость…
А кто может воздерживаться от запрещенных постом снедей, и не воздерживается, тот грешит и против Церкви и против себя, и еще более против себя, нежели Церкви; ибо пост, учрежденный ею, нужен не для нее, а для нас: потому что он есть одно из сильнейших средств к обузданию нашей чувственности, от преобладания которой над нами гибнет в нас все чистое и святое.
В самом деле, кто не испытывал, какая разница встать поутру с желудком, отягченным пищей, и с ним же, облегченным и очищенным постом? В первом случае клонит снова ко сну, а в последнем — является бодрость и способность к молитве.И не мы ли сами, когда хотим заняться чем-либо важным и требующим размышления, то избираем для сего часы утренние, когда тело не отягчено пищей; а после стола говорим, что теперь не способны к умственной работе?
А для покаяния и размышления о своих грехах будем обременять себя пищей? Что это, как не явное пренебрежение к делу своего спасения? И кто думает иначе, тот обманывает себя жалким образом».В завершении размышлений над поминаемыми ныне событиями последуем призыву святителя Иннокентии Херсонского:
«Если бы за всем этим лукавая плоть подошла к тебе с предложением сложить с себя, под каким-либо предлогом, Святой пост, то вспомни святого Феодора и чудо, им совершенное, и скажи ей: пойди, испроси разрешение у великомученика; а без сего я не могу нарушить Святого поста. Аминь».
Просмотры(421)