В воскресенье православная церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), который традиционно наступает за неделю до Пасхи и предваряет Страстную неделю — воспоминания о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа.
Вход Господень в Иерусалим — одно из важнейших событий последних дней земной жизни Спасителя, которое описывают все четыре евангелиста. Спаситель перед последним посещением древнего города воскресил праведного Лазаря, который жил в селении Вифания и скончался за четыре дня до прихода туда Господа.
Весть об этом чуде быстро распространилась по округе, и когда Христос через несколько дней въезжал на молодом ослике в Иерусалим, люди приветствовали его как царя, выстилая его путь одеждами и пальмовыми ветвями. Тогда же, после воскрешения Лазаря, первосвященники и фарисеи приняли окончательное решение убить Иисуса.
Через несколько дней после того, как горожане с почестями встретили Христа, они же его и распяли. Ведь иудеи ждали исключительно земного царя, который освободит их от правления римлян и установит свои порядки. Они представляли себе Мессию как могущественного правителя, который бы сделал израильский народ непобедимым.
На кануне Вербного воскресения, на всенощном бдении в Знаменском храме, после чтения Евангелия священники совершили каждение верб, прочитали молитву и окропили ветви святой водой. Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, прося окропить снова и снова. Но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому неважно — попала ли на веточку капелька святой воды или литр — верба освящена. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после Литургии. Распустившиеся вербные ветки — в России заменяют пальмовые ветви, которыми приветствовали Господа жители Иерусалима.
Обычно у православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. Так как вербу освящают ежегодно, возникает вопрос, что делать по истечении года со старыми, высохшими веточками? Как и любой другой освященный предмет, их лучше предать огню, а не выбрасывать вместе с бытовым мусором. Не потому, что от наших действий может пострадать священное изображение или веточка вербы. Скорее страдаем при этом мы сами, наше чувство внутреннего благоговения.
В Интернете и брошюрах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда ее ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку. И люди верят в это, надеются получить от вербы помощь, ведь верба освященная. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: «… и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа с ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видит не вербу, а самого человека. А значит гораздо важнее в этот день обратить духовный взор на себя и прикоснуться к важнейшему Таинству — Причастию.
Просмотры(194)