В Знаменском храме отметили престольный праздник в честь святителя и чудотворца Николая

История праздника перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в город Бари
В XI веке, когда турки опустошали владения греческой империи в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, оскверняли святые храмы, над мощами святителя Николая нависла угроза. Мусульмане решили уничтожить мощи святого, почитаемого всем христианским миром. Возмущение христиан было настолько велико, что сподвигло некоторых на отчаянные меры: выкрасть мощи святителя и перевести их в более безопасное место. В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те, и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию, однако жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах.

Церковный помост, под которым стояла гробница с мощами, был разбит, а вместе с ним была повреждена и крышка. Баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой мощи святителя были извлечены из саркофага. 8 мая корабли прибыли в Бар, и уже на следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что вызывало у народа еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.
По случаю этого события был установлен особый праздник 9 мая (22 мая по новому стилю). Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар было установлено вскоре после 1087 года.
Русь очень быстро откликнулась на событие, произошедшее с мощами созданием литературного памятника — «Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Характерно, что о факте похищения мощей автором умалчивается, возможно, это обусловлено неким западным влиянием. Празднование на Руси было установлено в 1089 г. при киевском митрополите Иоанне II.
Для греческой Церкви такого праздника не существует, для них потеря мощей великого угодника скорее несчастье, как и утрата многих других святынь в ходе непрестанных византийских войн.
Согласно сказанию, перенесение было совершено по повелению самого святителя, явившегося во сне благочестивому апулийскому пресвитеру города Бари и не желавшего находится в опустошенном неверными городе. После чего избранные народом благоговейные мужи и несколько пресвитеров, представившись купцами отправились за мощами. Поторговав для виду в Антиохии, они прибыли в Миры, опередив при этом венецианцев. Там они, вооружившись и войдя в церковь, спросили где находятся мощи, у остававшихся там четырех иноков, стерегущих святыню, которые любезно им их предоставили. Вернувшись обратно с мощами, возле них произошли многие чудеса и день стал почитаться праздничным.
Взгляд историков на эти события, основанный на современных исследованиях, несколько иной. В то время многие города стремились завладеть как можно большим количеством мощей святых. Святые становились не только их покровителями, но и делали их местами массового паломничества, что значительно поднимало престиж города и вело к экономическому процветанию. Похищение мощей было не редкостью и зачастую, прикрывалось самыми благочестивыми предлогами, например, сохранение мощей от поруганий и уничтожения.
Подплыв к городу, барийцы послали на разведку матроса под видом паломника, который сообщил, что «в крепости, где находится базилика святого, немало турок; умер начальник гарнизона, и собрались хоронить его». Барийцы сразу направили свои корабли в порт святого Симеона в Антиохии, где узнали, что венецианцы направляются в Миры с целью забрать тело св. Николая. Надеясь опередить их, баряне решили немедленно завершить своё предприятие. Барийцы притворившись паломниками, зашли в церковь святого Сиона, где находились мощи, якобы для получения святого мира у находившихся там монахов. После допроса с пристрастием, апулийцы узнали место нахождения спрятанной гробницы.
Полностью забрать мощи им не удалось, видимо из-за спешки, связанной с опасением, что ликийцы могут помешать похищению. К тому же участники экспедиции не взяли с собой ковчега для них, надеясь забрать мощи вместе с ракой. Найдя вместо нее, тяжеленный саркофаг, наполненный благоухающим миром, забрали оттуда большую часть мощей, около 80%. Завернув их в священнические облачения, аккуратно понесли на корабль. Один из экспедиторов по имени Матфей, как сообщают хронисты, даже залез в гробницу святого ногами, чтобы быстрее достать святые останки, чему мешало налитое до краев миро и раздавил при этом несколько костей. При такой эксгумации и перевозке, как считают исследователи, мощи получили множество повреждений.
Это произошло в мае 1087 года, а через 9 лет, во время первого Крестового похода, оставшуюся часть мощей выкрали венецианцы.
Впрочем, мотивы похитителей могли быть смешанными. Мощи и ранее неоднократно пытались перенести или уничтожить. Но Богу видимо это было не угодно, поэтому отвергать изложенное в сказании чудо о явления святителя, благословившего перенесение своего святого тела, на наш взгляд не стоит.

Как бы там ни было, для нас самое важное, что мощи не были уничтожены мусульманами, как многие другие святыни в малой Азии, но и по сей день, христиане со всего мира, имеют возможность, поклонится святым останкам любимого святого.

Просмотры(40)

Статья написана tatiana

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели