В чем же суть Великого поста?

 Для чего нужен пост? Неужели Бог заглядывает на то, что лежит у человека на тарелке? Неужели Бог нуждается в наших мучениях? Неужели Богу нужен наш гастрит?

Такими вопросами в эти дни озабочены многие люди, пытающиеся разумно подходить к вопросам собственной веры, пытающиеся найти объяснение древним предписаниям. На самом деле ответов на эти вопросы много и они разноплановые, как многоаспектен и сам опыт аскетического воздержания. Мы постараемся выразить лишь один аспект.

Современный мир предлагает в качестве смыслового стержня нашего существования философию комфорта. «Живи как тебе удобно….» , — говорит нам эта философия. «Каждое желание должно быть удовлетворено, иначе возникнут психологические проблемы и расстройства…», — вторит ей психология. «Запрет есть форма насилия», — соглашается либеральная социология. И на этом фоне главным лозунгом человечества становится «Я ХОЧУ!!!». И, пользуясь этим лозунгом, человек не замечает, как постепенно теряет свободу, превращаясь в пленника собственных желаний. Мои стремления, которые я первоначально привык ассоциировать с собой, берут меня в рабство и медленно подчиняют себе мою волю. Будучи изначально нравственно бесцветными, они со временем приобретают ярко выраженную негативную окраску, становятся формой безумия. Давайте вспомним Скупого рыцаря. Он страдает, отказывает себе во всем, мучается, находясь в рабстве у навязчивой идеи — вечером добавить несколько монет в свои сундуки. Он думает, что это золото принадлежит ему, а в реальности все наоборот — он принадлежит золоту, он ему служит, он находится у него в рабстве.

Эта аналогия верна по отношению к любой страсти. Человека может поработить и обжорство, и блуд, и тщеславие, и лень, и эгоизм, и расточительность и любое другое искаженное стремление. Это порабощение происходит незаметно, подобно тому, как рождается наркотическая, никотиновая или алкогольная зависимость. Человек не замечает, как он становится рабом страстей. И для того, чтобы освободить нас от этого рабства необходима встряска, битва, бунт. Таким бунтом и является пост. Мы должны взбунтоваться и сказать «НЕТ!» своему собственному «Я ХОЧУ» , преодолеть зацикленность на собственных желаниях, перестать быть избалованным ребенком и научиться жить в полной свободе от греховных стремлений и зависимостей.

Это сделать нелегко. И поэтому необходимо начинать с самого простого — с еды. Как в школе, прежде чем приступить к изучению сложных дробей и интегралов ребенок учит цифры, а перед чтением «Войны и мира» надо научиться читать «мама мыла раму», так и в начале подвига борьбы с собой надо освоить азбуку аскетики и научиться на небольшой период ограничивать себя в том, без чего спокойно можно обойтись. «Есть чтобы жить, а не жить, чтобы есть», — так можно выразить основную идею поста, которая состоит в том, чтобы служение чреву вытеснить с центрального места в иерархии человеческих ценностей куда-то на переферию. Пост помогает нам меньше думать об еде и больше времени уделять добрым делам. Для этого Церковь на время поста предлагает нам отказаться от сложной изысканной пищи и употребляет самую простую, дешевую и быструю в приготовлении.

Именно поэтому те люди , которые для собственного поста избирают изысканные и дорогие блюда, требующие больших затрат и многочасового изготовления,  искажают самую суть постного подвига. Кто-то может сказать: «Это все не про меня, мне-то пост не нужен». Но пусть такой человек попробует испытать себя и попоститься хотя бы недельку. И он поймет, насколько он зависит от плиты и холодильника, насколько он далек от девиза, который мы определили как суть поста — «Есть чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

Кто-то может сказать: «Я не могу поститься из-за здоровья». Но в том то и дело, что поститься может любой. Ведь задача поста, как мы выяснили, заключается совсем не в подсчете каллорий или выпаривании жира. Задача — победа над собой, освобождение от служения чреву , а затем и другим страстям. Значит, если нет возможностей или не позволяет здоровье исполнить предписания церковного устава, надо отказаться от того, что нам так мило, но так вредно — от изысков. Забудем о конфетах и пирожных, о колбасе и копченостях,  о развлечениях и любимых сериалах, выбросим обиды и злость,  оставим за гранью роста ложь и осуждение. И такой пост будет для нас спасительным.

Кто-то может сказать: «У меня не получается поститься, а не могу отказаться от греха обьядения и чревоугодия». Да, действительно, победить грех своими силами мы не можем. Не можем мы, как сказочный барон Мюнхгаузен, вытащить себя из болота за косичку. Но это возможно Богу. Он может в ответ на наше стремление помочь преодолеть наш грех. Поэтому подвиг поста немыслим без молитвы, которая является для нас ключом, открывающие двери Божией помощи. Если будем просить и стараться, значит обязательно получим просимое.
Итак, подводя итог нашим попыткам ответить на вопрос «Для чего нужен пост», мы должны сказать — Богу пост не нужен. Он нужен нам и создан для нас. И пусть каждый, читающий эти строки, осознав необходимость подвига, при помощи Божией сможет с пользой для себя пройти поприще роста и достигнуть Пасхи Христовой.

 

Просмотры(64)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *