Медовый Спас: что можно и нельзя делать верующим

В понедельник 14 августа у православных с праздника, который в народе именуют Медовым Спасом, начинается Успенский пост. Установлен он в память Успения Пресвятой Богородицы (28 августа) еще в первые века христианства. Этот пост издавна любили на Руси: короткий — всего две недели (с 14 до 27 августа) – он, несмотря на всю свою строгость, проходил радостно. В народе его иногда называли «Спасы»: Медовый Спас, Яблочный Спас (Преображение Господне, 19 августа) и сразу вслед за праздником Успения — Полотняный Спас (праздник в честь Нерукотворного образа Иисуса Христа, 29 августа).
С этим временем связано множество правил и традиций, как сугубо церковных, так и народных.
Успенский пост
Успенский пост — один из четырех многодневных постов православной церкви. Он такой же строгий, как Великий пост, но, в отличие от него, совсем короткий – длится всего две недели.
По уставу, рыбу Успенским постом можно есть только в праздник Преображения Господня (19 августа), а растительное масло (елей) и вино разрешается только по субботам и воскресеньям. В понедельник, среду и пятницу — «сухоядение»: можно есть только хлеб и сырые овощи и фрукты, а по вторникам и четвергам разрешается пища, приготовленная без масла.
Понятно, что правила эти древние и составлены они для монахов, мирянам таких строгостей никто в обязанность не вменял. Хотя они сами часто стараются эти правила исполнять.
Успенский пост святитель Лев Великий упоминает в одной из своих «Бесед», датируемых примерно 450 годом. Значит, в V веке он уже существовал.
Как пишет святитель Симеон Солунский (XV в.), «пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, которая, узнавши свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать ее, подражая житию ее и пробуждая ее тем к молитве за нас».
Как и Великий, Успенский пост особенно строг к развлечениям. В дореволюционной России гражданские законы запрещали во время этих постов публичные маскарады, зрелища и спектакли.

Просмотры(128)

Статья написана tatiana

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели